Самое страшное извержение в искусстве

Самое страшное извержение в искусстве

Самое страшное извержение в искусстве

Все мы с уроков по истории помним одно из самых страшных событий, унесшее жизни более 20 тысяч человек.

Случилось это 24 августа 79 года, проснулся и изверг тонны лавы и пепла грозный вулкан, имя которому Везувий. В тот день рано утром над вулканом, который все давно считали спящим, поднялось черное облако. Небо вдруг сделалось грозным, сгустки пепла, извергающиеся из вулкана, полностью скрыли солнце, и наступила кромешная тьма. На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни.

Извержение Везувия привело к гибели трёх городов – Помпеи, Геркуланума, Стабий и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, люди и животные, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Имеются сведения о более чем 80 значительных извержениях Везувия.

Такие события, как извержения вулканов, неизменно привлекают внимание, причем даже в том случае, если извержение небольшое. Потому совсем неудивительным является тот факт, что подобные явления находят свое отражение в искусстве. и в первую очередь в живописи.

На сегодняшний день наиболее известными являются картины - Даля, Райта и, конечно же Брюллова.

Одной из интересных иллюстраций извержения Везувия является картина норвежского художника Юхана Кристиана Даля.
В 1820 году Ю. К. Даль отправился в путешествие по Италии. После непродолжительного пребывания в Риме он приехал в Неаполь. Когда в декабре 1820 года произошло извержение Везувия, Даль был одним из первых, кто поднялся на гору, чтобы запечатлеть это событие. В качестве мотива он выбрал текущий поток лавы, языки огня и клубы дыма. Прямо возле лавы за извержением наблюдают два человека, а на заднем плане видна красочная панорама с заливом и небом. Даль не пытался изобразить идеализированный южный пейзаж, а выбрал драматический сюжет с буйством природных сил. Есть несколько версий картины "Извержение Везувия". Две (43×67,5 см, 1820 и 98,3×137,5 см, 1821) хранятся в Государственном музее искусств в Копенгагене, одна — в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, и ещё одна (93×138 см, до 1823) — в Национальной галерее в Осло.

"Извержение Везувия" — повторяющаяся тема в четырёх картинах и минимум одном наброске английского художника Джозефа Райта, путешествовавшего по Италии в 1773—1775 годы. Одна из них, "Везувий из Портичи", находится в библиотеке Хантингтона в Калифорнии; вторая, "Извержение Везувия, с видом над островами в заливе Неаполя" — в лондонской галерее Тейт; третью, "Везувий с Посиллиппо", можно увидеть в Йольском центре британского искусства; четвёртая, известная под тем же названием, находится в частной коллекции. В 1774 году Райт во время путешествия сделал набросок гуашью, который ныне хранится в Музее и художественной галерее Дерби.

Но, пожалуй самым впечатляющим является полотно Карла Павловича Брюллова, хранящаяся ныне в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Трудно назвать картину, которая пользовалась бы у современников таким же успехом, как "Последний день Помпеи". Едва полотно было завершено, римская мастерская Карла Брюллова подверглась настоящей осаде. "Весь Рим стекался смотреть мою картину", - писал художник. Выставленная в 1833 году в Милане, картина буквально потрясла публику. Хвалебными рецензиями были полны газеты и журналы, Брюллова называли ожившим Тицианом, вторым Микеланджело, новым Рафаэлем…

В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Живописца узнавали на улицах, закидывали цветами, и порой чествования заканчивались тем, что поклонники с песнями носили его на руках. В 1834 году картина, по желанию заказчика, промышленника А. Н. Демидова, была выставлена в Парижском Салоне. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют! - объясняли русские), однако "Помпея" удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу!

Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. По воспоминаниям современника, "толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на "Помпею"". О шедевре беседовали в салонах, делились мнениями в частной переписке, делали заметки в дневниках. Почетное прозвище "Карл Великий" утвердилось за Брюлловым. Под впечатлением от картины А. С. Пушкин написал шестистишие: "Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя".

Предлагаем и вам насладиться пугающей красотой, вдохновившей художников и посмотреть реконструкцию извержения Везувия, а также самими полотнами.

24.08.2020

Возврат к списку